Голод и религиозные предрассудки коса

В 1854 г. в окрестных деревнях распространилась эпидемия скота. Местные жители считали, что причиной болезни был заражённый скот переселенцев. Происходила массовая гибель коров. Коса верили, что все эти смерти были вызваны убути, или чёрным колдовством. В мае 1856 г. девушка по имени Нонгавусе отправилась за водой к устью реки Ксарха. После возвращения она поведала своему дяде Мхлаказе о том, что возле реки ей повстречались три духа, которые сказали ей, что скот нужно забить, а мясо немедленно уничтожить. На следующий день после избавления от коровьих трупов духи предков должны вернуться для того, чтобы помочь изгнать белых. Прародители приведут с собой множество здоровых коров взамен убитых. Мхлаказа поверил пророчеству и передал его вождю коса Сархили.

Вождь приказал подчиниться требованиям духов. Прежде всего, коса должны были уничтожить всех тучных коров. Нонгавусе, стоя на берегу реки, где ей в первый раз явились духи, услышала загадочные голоса. Её дядя истолковал слова предков как повеление убивать всё больше и больше коров. Далее духи приказали извести весь домашний скот и уничтожить до последнего зёрнышка все посевы. Если это будет сделано к определённому дню, по уверению «призраков», мириады прекрасных коров возникнут из-под земли и появятся огромные поля золотых колосьев. Мёртвые воскреснут, исчезнут болезни и бедность, все люди станут молоды и здоровы. Неверующие и ненавистные белые пропадут навсегда.

Местные жители «услышали и повиновались». Они считали Сархили главой пророков. Многие вожди верили в то, что они застанут последнее сражение с европейцами, поэтому их задача – обучить и вооружить воинов коса. Вера в пророчество была подкреплена гибелью генерал-лейтенанта Кафкарта во время Крымской войны в 1854 г. Его смерть интерпретировали как начало исполнения обещаний «говорящих» духов.

Были среди коса и те, кто не верил в предсказания и не ожидал успеха в предстоящей битве. Тем не менее, они безоговорочно подчинялись приказам вождей. Целые краали готовились к «наплыву» обещанного скота. Женщины шили огромные кожаные мешки для молока, которого вскоре должно было стать больше, чем воды. Вскоре наступил закат накануне «земного рая». Вслед за этим как всегда взошло солнце и опустилось за кромку воды, а великого чуда всё не было. Вожди, которые планировали направить множество вооружённых воинов на колониальный форт, испытали жестокое разочарование. Им так и не удалось объединить нацию под знаменем грядущего величия. Они слишком поздно поняли свою оплошность. Вожди пытались спасти ситуацию и перенести «воскресение» на другой день, но небывалое отчаяние заняло место светлой надежды. И только отдельные бедолаги продолжали ждать спасения от англичан.

Сэр Джордж Грей, губернатор Кейпа, разрешил европейским переселенцам помогать голодающим коса только в том случае, если они согласятся работать на местных землевладельцев. Страшнейший голод привёл к каннибализму среди коса. Был зафиксирован случай, когда родители съели собственного ребёнка. Злосчастная «предсказательница» Нонгавусе пережила тягчайшие времена, её дядя стал жертвой «массовой галлюцинации». Опустевшая земля была населена европейцами – членами германского легиона, двумя тысячами рабочих из северной Германии.

Историки рассматривают движение скотобоен как реакцию на эпидемию лёгочной болезни крупного рогатого скота и ответ на притеснения со стороны европейских колонистов, которые постепенно лишили местных жителей территориальной автономии и независимости. Некоторые специалисты полагают, что оно началось как восстание против правящего класса в среде коса, представители которого воспринимали скот как мерило богатства и политической власти. Они потерпели поражение из-за того, что не смогли остановить «белую» экспансию.

на главную -- рекомендуем посетить:
краткая
информация
туристу
на заметку
что надо
увидеть
лучшие
экскурсии
отзывы и
впечатления


Copyright © Южная Африка.ru :: Карта Сайта :: Контакты