|
|
Эммиграция в ЮАР
|
-
Dura lex sed lex
Новое правительство ужесточило процедуру получения права на работу в ЮАР из–за чрезвычайно высокого уровня безработицы в стране и массовой нелегальной иммиграции из африканских государств к северу от Лимпопо (ДРК, Мозамбик, Зимбабве, Малави). Однако введение ограничений привело и к резкому сокращению иммиграции квалифицированных кадров, а именно к этой группе относится большинство российских иммигрантов в Южной Африке. [...]
-
Александр Чернай
Новым главой всех приходов Русской православной церкви за границей в Южной, Центральной и Восточной Африке стал архимандрит Алексей (Александр Николаевич) Чернай (1899–1981). О. Алексей служил настоятелем русских приходов в Литве, после Второй мировой войны выехал в Германию, откуда в 1948 г. перебрался в США. До того, как А. Чернай был направлен в ЮАС, он служил [...]
-
Анкета иммигранта-1990
Во второй половине 1980-х еще продолжалась официальная кампания по привлечению европейских иммигрантов в ЮАР, начатая в 1960 г. Правда, теперь право на финансовую помощь от властей страны могли получить только квалифицированные специалисты, у которых уже имелись конкретные предложения от южноафриканских работодателей. Большинство потенциальных иммигрантов из СССР приезжали в Южную Африку по краткосрочным визам, а затем [...]
-
Апартеид не пройдет!
Против расового угнетения выступали не только коммунисты, но и члены организаций русских евреев в Южной Африке – «Еврейской группы», «Идише Арбетер Бунд», «Идише Арбетер Клуб», «Поалей Цион» и «Африканер Гесерд». В 1950-е гг. бывшие члены «Идише Арбетер Клуб» и «Африканер Гесерд» под руководством Майкла Шура основали либеральную «Еврейскую демократическую ассоциацию». Она распалась к 1962 г., [...]
-
Артисты по контракту
Российские музыканты есть и в Филармоническом оркестре провинции Квазулу-Наталь, крупнейшем симфоническом оркестре страны. Среди них – скрипачка Елена Керимова и виолончелист Борис Керимов, из Новосибирска, которые вместе с пианистом Кристофером Дайганом организовали популярное в Дурбане фортепианное трио. «Всегда хотел поработать за границей, – рассказывает Б. Керимов, – поэтому, узнав о конкурсе в здешний оркестр, мы [...]
-
Беглые матросы
Была, кроме прочих, крайне малочисленная категория российских эмигрантов в Южной Африке. Это моряки, бежавшие с советских кораблей, останавливавшихся в портах этой страны. Такую ситуацию описывает И. Ивашко, участник дальнего плавания на советском торговом Судне в 1967 году. Во время перехода вокруг Африки вышла из строя машина и получил серьезные ранения старший механик корабля. Пришлось делать [...]
-
Бизнес в школе и на практике
Чтобы заработать на жизнь и на учебу, один студент со стажем и опытом, Иван, в Южной Африке трудился на винодельческой ферме, проводил экскурсии по винным погребам, писал статьи в местные газеты. По окончании университета он стал профессиональным гидом по ЮАР, написал путеводитель по этой стране для туристов из России. «В целом очень рад, что уехал, [...]
-
Бизнес и удача
Петербуржцы Алексей и Татьяна Усатые в 2003 г. открыли в Кейптауне салон белой магии. Они называют себя русскими «сангомами», то есть народными целителями. Подобно своим коллегам на родине, Алексей и Татьяна снимают порчу, сглаз и предсказывают будущее. В небольшой квартире, где они принимают клиентов, большой запас черных свечей, шерсти собак и кошек и волос продажных [...]
-
Билет в одну сторону: особенности ЮАР
Мотивация переезда наших соотечественников в ЮАР в 1950–1970-е гг. и в 1980–1990-е гг., в основном, совпадает. Основные причины – экономические: возможность получить хорошо оплачиваемую работу по специальности в стране с развитой инфраструктурой, прекрасным климатом и преуспевающим белым населением. Но для большинства иммигрантов последних десяти лет уже нет принципиальной разницы между работой в ЮАР или в [...]
-
Битва пропогандистов
Приводим фрагменты, касающиеся эмигрантов, из книг советских авторов, отдавая себе отчет в том, что это, прежде всего, документы своего времени, далеко не всегда объективно отражавшие реальные события. Итак, вернемся к воспоминаниям А. С. Иванченко. По заданию журнала «Вокруг света» он устроился на международное спасательное судно. Эта командировка позволила ему в 1963 г. посетить Уолфиш-Бей и [...]
-
Большие перемены церковной общины
В сентябре 1974 г. архимандрит Алексей Чернай уехал в США, где был назначен настоятелем прихода св. Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего. О. Алексей скончался в декабре 1981 г., южноафриканский приход Русской православной церкви за границей был упразднен во второй половине семидесятых годов, а здание на Кох-стрит, где прежде располагалась часовня св. Владимира, было снесено. Так завершилась [...]
-
Борцы со всеми проявлениями дискриминации
«Евреи как община решили не занимать никакой позиции по туземному вопросу, потому что они связаны с проблемой солидарности с еврейством в других странах», – говорил в 1953 г. основоположник прогрессивного иудаизма в ЮАС раввин Мозес Вайлер. «Южноафриканская еврейская община делала больше, чтобы помочь Израилю, чем любая другая община. Община не могла выступать в оппозиции к [...]
-
Борьба с ассимиляцией
Русские в Южной Африке были вполне интегрированы в жизнь принявшего их общества и, по-видимому, единственным объяснением их противостоянию ассимиляции являются незавершенная аккультурация и, как следствие, особый «нравственный императив», усвоенное от родителей чувство важности сохранения своего особого этнического самосознания. З. И. Левин даже считает такую приверженность расовой и этнической «самости» актом самозащиты, «когда иммигрант осознает пределы [...]
-
Братья-сербы мешают молиться
Важной причиной упразднения йоханнесбургского прихода, о которой о. Алексей лишь косвенно упоминает в своих воспоминаниях, стал раскол в самой общине, приведший к образованию «Русского дома» с собственной часовней. «Много трудностей было у меня и у моих верных духовных чад, когда против нашей церкви восставали и старались погубить ее темные силы, – писал священник. – Были [...]
-
Великий и могучий устами Ирины Владимировны
Основным дополнением к пособиям по русскому языку и литературе служат магнитофонные пленки и компакт-диски, помогающие учащимся развить навыки устной речи. «Время от времени, по мере необходимости, я привлекаю русских живущих в ЮАР, для записи пленок и дисков, которые входят в “пакет” учебных материалов для наших студентов, – рассказывает Ирина Владимировна. – Но у нас нет [...]
-
Виктор Архипович Иванов
Даже став известным художником, он продолжал певческую деятельность и брал в Йоханнесбурге уроки у Ольги Рысс, выпускницы Петербургской консерватории и бывшей солистки Берлинского оперного театра. В 1944–1956 гг. Иванов исполнял партии баритона в Йоханнесбургском городском оперном театре. Вместе с основателем южноафриканской Национальной оперной ассоциации Алессандро Рота он с успехом гастролировал по стране и записал пластинку [...]
-
Владельцы заводов, газет, пароходов
Примечательно, что в 1950–70-е гг. крупнейшие южноафриканские компании (кроме горнодобывающих), принадлежащие евреям, занимались торговлей древесиной, изготовлением мебели и продуктов питания, а также розничной торговлей. Именно в этих областях специализировались многие литовские евреи, приехавшие в Южную Африку на рубеже XIX–XX веков. Так передавалась эстафета поколений. В послевоенные годы выходцы из России по-прежнему играли видную роль в [...]
-
Внутриполитическая борьба
«Правительство, как сказали архимандриту Алексею в некоторых правительственных учреждениях, оказалось категорически против того, чтобы черные имели какую-то ни было связь или были окормляемы Русской Церковью. – Оглашало юбилейное издание «Русская православная церковь за границей». «Черные не имеют права входить в церковь и молиться вместе с белыми, в особенности с русскими. Правительство опасалось какой-то мерещившейся ему [...]
-
Воспитание и издательство
Планировалось, что русский православный журнал будет выходить в свет ежеквартально под редакцией настоятеля прихода. Но, по свидетельству о. Филарета, хлопоты, связанные со строительством храма, не оставляли ему времени на выпуск «Вестника», который не получил ожидаемого отклика среди прихожан. В свет вышло всего три номера этого журнала. В настоящее время функцию приходского средства массовой информации выполняет [...]
-
Временная отлучка
Многочисленные попытки создания русскоязычных общин в крупных городах ЮАР увенчались успехом лишь в конце 1990-х гг. с возникновением прихода Русской православной церкви в Мидранде, на полпути между Преторией и Йоханнесбургом. Хотя непосредственным поводом для появления русской церкви в Южной Африке стало обращение группы соотечественников, открытие этого прихода соответствовало устремлениям Московской Патриархии к освоению новых территорий [...]
-
Все граждане Содружества
Еще в начале 2003 г. Л. А. Дублик начала устраивать неформальные встречи с россиянами, живущими в Западном Кейпе. Россияне собираются на природе, общаются на родном языке, слушают русскую музыку, поют, танцуют. В апреле 2004 г. на одной из таких встреч доктор исторических наук И. И. Филатова с большим успехом прочитала серию лекций об истории российско-южноафриканских [...]
-
Все звезды
«Русский дом» часто посещали сестры Тумановы, успешные производители косметики. Евгения (1913–2000) и Александра (1916–2002) Тумановы приехали в Южную Африку из Италии в 1951 г. вместе со своей матерью Ольгой (1882–1957). Они прибыли в страну с довольно скромными средствами, но вскоре Александра и Евгения начали изготавливать на дому косметические кремы по «секретной» французской рецептуре. Их продукция [...]
-
Вторичная иммиграция евреев
С середины 1970-х в ЮАР стали перебираться советские евреи из Израиля. Они составляли лишь небольшую долю израильских иммигрантов в этой стране: вероятно, до начала «перестройки» сюда приехало лишь несколько десятков советских евреев. Пик иммиграции из Израиля приходится на середину 1970-х (после Войны Судного дня 1973 г.), а также на 1980–82 гг., когда казалось, что социально–политическая [...]
-
Второе поколение
Как и в предыдущие десятилетия, дети российских иммигрантов подвергаются ассимиляции. Они почти не знакомы с русской культурой: литературой, театрами, музыкой, кино. «С детьми, конечно, проблема: как им передать это? – пишет Евгений Тавив из Йоханнесбурга. – Хотя эта проблема всюду вне России. Но если мы уезжаем частично ради будущего наших детей, то возникает вопрос: а [...]
-
Въезд на постоянное жительство
Поскольку законодательные требования по въезду в Южную Африку не предусматривают применения зачетной системы, они основаны на рассмотрении следующих категорий кандидатов: 1. Категория профессиональной иммиграции. 1.1. Профессиональная категория (перечень редких специальностей). 1.2. Особенности подготовки и профессионального опыта (форма В-1-897Е). 1.3. Предложение о найме на работу потенциальному иммигранту (форма В1-751). 2. Категория самостоятельных предпринимателей и бизнеса. 3. [...]
-
Выдающиеся личности
Первым казначеем и секретарем «Русского дома» был капитан российского Генерального штаба Александр Феофанович Столяренко (1893–1977). На исходе Гражданской войны он эвакуировался с частями Русской армии в лагерь близ города Салоники. В Греции он познакомился со своей будущей женой, вместе с которой они в 1948 году переехали в Южную Африку. В Йоханнесбурге Александр Феофанович работал топографом, [...]
-
Выучить русский в Африке
В Африке к югу от Сахары Университет Южной Африки остается единственным вузом, регулярно предлагающим полную программу пред- и постдипломного обучения русскому языку, литературе и цивилизации. Там же, в Претории, находится и самое крупное в ЮАР собрание книг на русском языке, насчитывающее более 10000 единиц хранения. Старейшая в стране кафедра русистики, основанная в этом университете в [...]
-
Г.Мондри – зеркало африканской грамоты
В конце 1980-х на русской кафедре Витватерсрандского университета обучалось около тридцати студентов. По словам Г. Мондри, практически все студенты были южноафриканцами, а среди детей русских эмигрантов интереса к обучению на кафедре не было. В 1990-е гг. на этой кафедре работали четыре преподавателя. Из них носителем русского была только Генриетта Мондри. «[Русский] язык изучают по преимуществу [...]
-
Героиня африканского Сопротивления
Знаменитая Хелен Сузман протестовала против введения международных санкций в отношении Южной Африки, считая, что они дадут обратный эффект. Она выступала в Великобритании и США, последовательно убеждая власти и общественное мнение этих стран отказаться от санкций против Претории. Этим она разочаровала и настроила против себя многих либералов и лидеров черных африканцев, как в ЮАР, так и [...]
-
Гостевая виза
Гостевые визы выдаются лицам, временно пребывающим на территории Южной Африки с определенными целями и планирующим выехать из страны до окончания срока действия визы. Такая виза позволяет ее владельцу прибыть в пункт въезда, где ему/ей следует предъявить работникам иммиграционной службы: а) юридически действительный паспорт; б) наличие средств к существованию (на некоторое время) и на приобретение обратных [...]
-
Гостеприимный СССР
Запрет на иммиграцию русских перемещенных лиц в ЮАР представляется неоправданным с политической точки зрения, учитывая антисоветскую позицию тогдашнего южноафриканского правительства. Пример русских общин в Рабате и Касабланке показывает, что очень многие перемещенные лица разделяли убеждения властей Южной Африки. Русский священник, служивший в Марокко в 1950-е годы, вспоминал, что «во время войны из Германии приехала большая [...]
-
Движение освобождения
Среди российских евреев – ветеранов антирасистского сопротивления в Южной Африке — необходимо упомянуть Эли Вайнберга (1908–1981). Уроженец Либавы, он эмигрировал в ЮАС в 1929 г. и активно участвовал в профсоюзном движении страны. В 1943–1953 гг. Вайнберг занимал должность генерального секретаря Профсоюза коммивояжеров Южной Африки. Будучи членом ЦК нелегальной Южноафриканской коммунистической партии, Вайнберг был арестован и [...]
-
Движущие силы еврейских сообществ
К 1950-м гг. большинство благотворительных обществ, специализировавшихся на помощи вновь прибывшим евреям из Восточной Европы, либо были упразднены, либо сменили направление своей деятельности. Практически все землячества были распущены. Это стало результатом размывания различий между иммигрантами из Восточной и Западной Европы. Идиш, родной язык большинства русских евреев начала века и важный инструмент их самоидентификации, почти не [...]
-
Движущие силы иммиграции
В 1980-е годы секретарем «Русского дома» была Тамара Николаевна Тэйлор (1911–1991). Ее отец Николай Львович Марков (1882–1957) служил адъютантом командующего русским экспедиционным корпусом в Персии генерала Н. Н. Баратова, а в 1920 г. был назначен начальником штаба Гилянских экспедиционных сил Персидской Казачьей Его Величества Шаха дивизии. Выпускник петербургской Академии художеств, Николай Львович стал в Персии [...]
-
Действующие лица русского прихода
При русском приходе было организовано церковное сестричество, которое вело благотворительную работу, устраивало вечера, лотереи, помогало малообеспеченным членам прихода, собирало средства для помощи православным монастырям в зарубежье. В деятельности церковного сестричества участвовала жена настоятеля, Маргарита Павловна (1894–1974), удостоенная за свои труды в Южной Африке благословенной грамоты от главы РПЦЗ – митрополита Анастасия. Самыми пожилыми членами прихода [...]
-
Деловая хватка
Русские могли заниматься бизнесом с южноафриканцами, и у них не было нужды искать деловых партнеров только среди русских. Знание нескольких языков и опыт адаптации к жизни в западном обществе позволял русскому иммигранту найти друзей среди местных жителей. «Чем ближе диаспора к автохтонам в цивилизационном отношении, – отмечает З. И. Левин, – тем выше ее статус». [...]
-
Деловые партнеры старого света
В начале 1990-х российские предприниматели начали проявлять интерес к южноафриканскому рынку, и Вера Белякова открыла в ЮАР «Российский бизнес-центр». Центр занимается поиском деловых партнеров в России для южноафриканских компаний, консультированием, переводами, преподаванием русского языка. В свободное время Вера Борисовна исследует генеалогию русских дворянских родов и их потомков в Южной Африке. Также она участвует в благотворительной [...]
-
Деятели культуры
Артисты из Советского Союза начали приезжать в ЮАР в 1990–91 гг., еще до отмены объявленного ООН культурного бойкота этой страны. Тогда Южную Африку посетили украинский балет на льду, российские балерины, грузинский государственный ансамбль танца, московский цирк. В мае 1991 т. в ЮАР по контракту с местным Национальным симфоническим оркестром прибыли четыре музыканта из Ансамбля солистов [...]
-
Диаспора сегодня
За последние 15 лет российская диаспора в ЮАР значительно увеличилась. Счет наших соотечественников в этой части света идет уже не на десятки, а на тысячи. Этому способствовал эмиграционный бум, потрясший Россию в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Одним из важных направлений выезда россиян в этот период стала Южная Африка, чей образ был окружен своеобразным [...]
-
Дифференциация потоков
У коренных жителей Западной Европы, прежде всего, у британцев, которые в эти годы активно эмигрировали в ЮАР, существовали многолетние связи, в том числе родственные, с Южной Африкой. Эта страна никогда не была центром притяжения русской эмиграции. О ней в Русском Зарубежье было известно очень мало, в отличие от других стран, стимулировавших иммиграцию, – таких, как [...]
-
Друзья Национальной партии
Представители русской диаспоры ЮАР были настроены лояльно по отношению к политике Национальной партии. Это вполне понятно и объяснимо. Русским эмигрантам была симпатична антикоммунистическая позиция южноафриканских националистов. Им в той же степени, что и большинству белых жителей Южной Африки, были свойственны предрассудки в отношении черных. Они так же, как и остальные белые, дорожили теми привилегиями, которые [...]
-
Духовные искания не удовлетворены
В Кейптауне проживало довольно мало русских, им приходилось либо мириться с ролью чужаков в греческой православной общине, либо посещать церкви других конфессий, где этнический фактор не был так важен. Но все же в Кейптауне был русский священник – правда, он исповедовал католичество. До приезда в Южную Африку о. Валентин Танаев (1914–1992) вел миссионерскую работу среди [...]
-
Душа как гарант сохранения самоидентичности
Исследователи и журналисты пишут о «нравственном императиве» как причине сохранения этнокультурной специфики иммигрантской общины. По-видимому, именно этот императив явился основной причиной создания русских общин в Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане. Слово «нравственный» в данном случае используется в нейтральном значении и связано с этическими представлениями эмигрантов. Предпосылками создания общины также становятся отторжение диаспоры принимающим обществом, «критическая масса» иммигрантов [...]
-
Душой привязан к Африке…
Среди прихожан о. Симеона и о. Алексея в Дурбане были офицер Черноморского флота Борис Александрович Игнатьев (1892–?), ставший в эмиграции музыкантом, и его супруга, танцовщица Мария Сергеевна (Арсеньева; 1912–?). «Голодал в Царьграде, был шофером в Каннах, песни пел в Белграде с хором в ресторанах!..» Это строки из автобиографической песни, сочиненной Борисом Игнатьевым в 1950 г. [...]
-
Еврейские истории в контексте российских путешественников
Что касается российских евреев, то в послевоенные годы завершилась их интеграция в южноафриканское еврейство и, шире, в южноафриканское общество. В отличие от русских эмигрантов, их связывали с Россией только детские воспоминания, почти забытый русский язык и родные, оставшиеся на родине. Впрочем, далеко не для всех русских евреев детские воспоминания были светлыми. От русского языка в [...]
-
Еще одна легенда черного континента
Кантакузен руководил не только строительством и запуском целлюлозного комбината, но и обустройством быта нескольких сотен итальянских специалистов, трудившихся на этом предприятии. Не забывал он и о местных рабочих-зулусах. Когда в середине 1960-х он оставил пост директора, чернокожие подчиненные посвятили его в почетные вожди клана Лутули. Михаил Сергеевич очень гордился этим званием. «В Дурбане не было [...]
-
Женихи Южной Африки
Браки русских девушек, заключаемые в подавляющем большинстве с белыми южноафриканцами, далеко не всегда бывают счастливыми. Нередко женщина из России, приехав к мужу в ЮАР, оказывается предоставленной исключительно самой себе и переживает из-за своего одиночества. Если у нее нет машины, то в южноафриканских условиях она практически не может никуда добраться самостоятельно. Если права и автомобиль все [...]
-
Женский экспорт России
В последние годы в ЮАР становится все больше так называемых «русских жен». В отличие от остальных стран Африки южнее Сахары, в ЮАР мужьями российских женщин становятся, как правило, не черные, а белые – африканеры или англоязычные южноафриканцы. В этой стране россиянки очень редко вступают в браки с представителями других рас. Главные причины – многочисленность белого [...]
-
Жены и рыбачки
Третья волна «новой» русскоязычной иммиграции в ЮАР – это, по классификации Prosaic’a, «жены и гастарбайтеры». В течение пяти последних лет они «приехали из вполне открытой, стабильной и процветающей (благодаря торговле полезными ископаемыми) России во вполне стабильную и процветающую ЮАР. Соответственно, и отношение к ЮАР более спокойное... К “охотницам” же относятся те, кто, приехав в ЮАР, [...]
-
Жизнь в наглухо заколоченной бочке
Есть сведения, что после войны в Юго-Западной Африке, «пятой провинции» ЮАР, поселилось несколько русских эмигрантов, добровольно сотрудничавших с немецким оккупационным режимом и даже принимавших участие в войне на стороне Германии. О встрече с одним из них рассказал писатель и журналист Александр Семенович Иванченко (1936–2003). Прежде чем мы обратимся к этим воспоминаниям, необходимо оговориться, что вряд [...]
-
Замечательные черты русского характера
У русских в Южной Африке, в отличие от североафриканских стран, вплоть до 1950-х гг. не было собственных организаций, объединений, не говоря уже об общинах. Как известно, в Тунисе, Марокко, Египте еще до Второй мировой войны проживали тысячи русских эмигрантов, имевших свои церкви, ассоциации, общества взаимопомощи и даже печатные издания. Русская иммиграция в эти страны была [...]
-
Запустение Российского островка
Автору настоящего исследования, посетившему «Русский дом» в апреле 2004 г., представилась менее радостная картина. Здание было в запущенном состоянии. Часовня оставалась нетронутой, но посетителю, намеревавшемуся туда попасть, приходилось идти по давно не убиравшемуся коридору с грязными стенами и паутиной. Фасад был «украшен» изображениями диснеевских персонажей, соседствующих с полуистершейся надписью «Русский православный дом» и православным крестом. [...]
-
Зарубежная преемственность
Русская диаспора в Южной Африке не смогла продвинуться в своем развитии дальше стадии образования общины, для которой свойственно накопление иммигрантской массы и ее структурирование, а также появление специфических институтов, таких, как, например, церковь. Русские иммигранты создали условия для самореализации в рамках общины: организовывали праздничные вечера, костюмированные балы, концерты, в том числе и благотворительные, собирали пожертвования [...]
-
Звезды спорта
Еще до возникновения русского православного прихода в Мидрандe и организации Ассоциации российских соотечественников в помещении Школы Тышлера собирались выходцы из бывшего СССР. На встречу Нового года приходило более сотни человек. Там же состоялось учредительное собрание русского клуба, на котором присутствовало около 50 человек. «Я сказал, что дам помещение: у меня при зале много помещений. Но [...]
-
Злой мир
События неспокойных 60-х беспокоили русскую общину, которая боялась лишиться лишь недавно обретенных стабильности и безопасности. Русские эмигранты связывали африканское освободительное движение с коммунистами, с теми, от кого много лет назад пострадали их семьи и они сами. «...Здесь было много коммунистических агентов, – утверждал о. Алексей, – советы тайно вооружали черных. Страна имеет много бесконечных просторов, [...]
-
Идеальная иммиграция
«Необходимо защитить экономику страны от того ущерба, который наносит ей переманивание наших ценнейших квалифицированных кадров другими странами, – отмечают специалисты Центра развития и предпринимательства, неправительственной организации, лоббирующей интересы крупных южноафриканских компаний. «Что нужно для этого предпринять? Необходимо сделать нашу страну очень привлекательной для трудоустройства и проживания квалифицированных специалистов и заняться поиском квалифицированных кадров за рубежом». [...]
-
Из антикоммунистов в консерваторы
Южноафриканские власти использовали русских эмигрантов в своих целях. Правительство ЮАР видело в них противников коммунизма, а значит – своих союзников. Например, Леонид Всеволодович Мансырев (1922–1985), активно трудившийся на благо антибольшевистского движения в Германии, по приезде в Южную Африку стал работать переводчиком и консультантом по русскому языку и международной политике в Министерстве обороны страны и редактировал [...]
-
Из огня да в полымя
С 1985 по 1990 гг. в ЮАР действовало чрезвычайное положение, но волны политического насилия прокатывались по стране вплоть до середины 1990-х. В обеих наших странах к власти пришли новые политические силы, коренным образом трансформировавшие политическую систему. Это привело к глубоким социально-экономическим и социо-психологическим изменениям, которые переживались тяжело и болезненно многими бывшими гражданами СССР. «Покинув однокомнатную [...]
-
Изучение русских в ЮАР
В конце 1980-х, накануне преобразования института в 1990 г. в Отдел по изучению Советского Союза при Центре международной и сравнительной политологии факультета политологии Филип Нел оставил пост директора Института. С 2003 г. Ф. Нел занимает должность профессора на факультете политологии новозеландского Университета Отаго. Хотя Институт по изучению марксизма задумывался как опора господствующей в стране идеологии, [...]
-
Имидж передовой державы ЮАР
Россияне из соседних колоний могли убедиться в привлекательности этой страны, когда проводили в Южной Африке отпуск. Отдых в ЮАР был для них сравнительно недорогой и безопасной альтернативой далекому плаванию к европейским берегам. Во время Второй мировой войны отдых в Южной Африке стал для белых жителей Бельгийского Конго, Северной и Южной Родезии и других колоний этого [...]
-
Иммигрантские миры
Наши соотечественники, эмигрировавшие в Южную Африку из бывшего СССР с начала 1990-х, имели возможность вернуться на родину. Реформы начала 1990-х закрепили за ними это право и даже определили порядок реэмиграции. Укрепление научных, деловых, культурных связей между Россией и ЮАР сделало наши страны ближе. Выход Советского Союза, а затем и Южной Африки, из изоляции позволил эмигрантам [...]
-
Иммиграционная политика
Основным направлением современной иммиграционной политики Южной Африки является развитие экономической базы. С одной стороны, она богата полезными ископаемыми и использует прогрессивные технологии, с другой – ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы, работников бытовых услуг для быстрорастущего населения. Более того, экономические возможности Южной Африки предоставляют огромное поле деятельности для зарубежных предпринимателей. Иммиграционная политика достаточно гибка и позволяет [...]
-
Инженеры, ученые, преподаватели, программисты …
Среди российских эмигрантов конца 1980-х – начала 1990-х значительную долю составляли лица с высшим образованием, в том числе преподаватели и ученые. В годы «перестройки» и последовавшего за ней социально-экономического кризиса советская интеллигенция лишилась материальной поддержки государства и была вынуждена искать новые способы выживания. Некоторым выпускникам советских вузов удалось найти работу в ЮАР, где расположены самые [...]
-
Интерес африканцев к русскому языку
На сегодняшний день в ЮАР больше не существует ни одной самостоятельной университетской кафедры русского языка, а Ирина Владимировна Гармашова остается единственным в этой стране университетским преподавателем русского, для которой этот язык является родным. «Ситуация с изучением русского языка в ЮАР складывается неблагоприятно и заметно ухудшилась в последние годы, – отмечается в докладе МИД РФ «Русский [...]
-
Исследователи без границ
Вплоть до конца 1980-х единственными советскими учеными, официально посетившими Южную Африку, оставались Н. М. Федоровский и Д. И. Мушкетов, делегаты Международного геологического конгресса 1929 г. Но в 1989 г. в ЮАР побывали видные российские африканисты, профессора Аполлон Борисович Давидсон, заведующим сектором Африки Института всеобщей истории РАН, и Ирина Ивановна Филатова, заведующая кафедрой африканистики ИСАА при [...]
-
Истоки ностальгии
Атеистическое воспитание, полученное подавляющим большинством «новых» россиян, позволяет им не заботиться об удовлетворении религиозных потребностей. Соответственно, и конфессиональные различия между ними и местным населением, особенно белым, для них не очень важны и не становятся причиной объединения. Тем не менее, объективные экономические, социальные и демографические предпосылки создания общины уже складываются. Правительство АНК проводит курс на предпочтительное [...]
-
История
В «Русском доме» была создана часовня св. Николая Чудотворца, для которой Виктор Архипович Иванов написал иконы. Службы в 1970-е годы проводились каждую неделю, по воскресеньям, а впоследствии – в первое воскресенье месяца. Первым настоятелем в «Русском доме» был сербский священник о. Савва, в совершенстве владевший русским. Сербские священники вели богослужения в «Русском доме» вплоть до [...]
-
История Владимира Григорьевича Третчикова
В. Г. Третчиков отмечал, что он не получил никакого формального художественного образования. Учился всему по ходу дела, когда в 11 лет он остался сиротой, и пришлось самому зарабатывать на кусок хлеба, помогая украшать витрины в универсаме или смешивая краски для театральных художников в харбинской Русской опере. Позднее он говорил, что ни один художник не оказал [...]
-
История русской иммиграции
Российская иммиграция в Южную Африку была численно и качественно неравномерной в разные исторические периоды. Для периода с конца Второй мировой войны по настоящее время характерны два типа иммиграции: индивидуальная (до «перестройки» и последние десять лет) и дисперсно-массовая («перестройка» и первая половина 1990-х). Здесь в среде иммигрантов из России можно выделить две основные социально-этнические группы. Во-первых, [...]
-
Кагалы ЮАР
После Второй мировой войны иммиграция с территории бывшей Российской Империи почти не влияла на численность еврейской общины страны. Законы, принятые в 1920–1930-е гг., стали почти непреодолимым барьером на пути иммигрантов из Восточной Европы, включая прибалтийские республики, которые в 1940 г. были присоединены к Советскому Союзу. Что касается СССР, то он был отгорожен от Запада «железным [...]
-
Как перебороть самоизоляцию?
Большинство «новых» российских иммигрантов в ЮАР, в отличие от «старой» русской диаспоры, представляют собой классический пример первого поколения иммигрантов на стадии выживания на чужбине. З. И. Левин так описывает эту стадию: «Контакты между иммигрантами случайные, люди часто связаны между собой только силой обстоятельств... и не обладают групповым сознанием... Каждый в одиночку борется за выживание в [...]
-
Кандидатам
Потенциальный иммигрант должен предоставить справку о рентгенологическом обследовании, выданную специалистом-рентгенологом или клиникой (форма В1-806). Это необходимо для того, чтобы выяснить, не болен ли кандидат или кто-либо из членов его семьи туберкулезом (или у них подозревается это заболевание). Все кандидаты старше 18 лет должны предоставить справку из органов внутренних дел своей страны, подтверждающую отсутствие у них [...]
-
Категория семейной иммиграции
Воссоединение с родителями, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами в возрасте старше 55 лет осуществляется человеком, имеющим постоянное место жительства в ЮАР или являющимся гражданином этой страны. В этом случае инициатор обязуется обеспечить престарелого члена семьи необходимым питанием и жильем, поддержать его материально. Воссоединение семей Если член семьи младше 55 лет выразит желание переехать в [...]
-
Категория статуса беженцев/въезда по гуманитарным мотивам
Официальной категории статуса беженца или предоставления убежища по гуманитарным мотивам в ЮАР не существует. Просьбы о предоставлении политического убежища следует направлять через ближайшее консульство ЮАР в министерство иностранных дел. Следует отметить, что Южная Африка в конце 70-х годов приняла на постоянное жительство десятки тысяч белых беженцев из Анголы и Мозамбика, а также предоставило убежище по [...]
-
Катехизация по-русски
Не все ученики в достаточной мере знают русский язык, поэтому учителям часто приходится прибегать к английскому. На уроках рисования дети разделены по группам не по возрасту, а по уровню владения русским языком. «О каких-то больших успехах говорить рано. Пока мы радуемся тому, что малыш, не говоривший по-русски ни слова еще несколько месяцев назад, на просьбу [...]
-
Коммунистам вход воспрещен
Даже после начала государственной кампании по стимулированию иммиграции на пути русских, желавших переселиться в Южную Африку, оставалось немало препятствий. В принципе, с теми же сложностями сталкивались все иммигранты, кроме британских подданных. Для получения вида на жительство в ЮАС необходимо было заранее получить приглашение от южноафриканского работодателя. В противном случае, потенциальный иммигрант должен был доказать, что [...]
-
Конкуренция церквей
Для большинства русских эмигрантов религия занимала далеко не главное место в жизни. Православие было для них важно постольку, поскольку оно позволяло им ощутить свою причастность к огромному русскому этносу и к далекой России. Такое отношение к церкви проявилось еще в годы Гражданской войны. По свидетельству главы военного духовенства Русской Армии, епископа Вениамина Федченкова, «церковь, архиереи, [...]
-
Консервативное движение росссиян
Историческому исследованию необходима определенная дистанция, чтобы настоящее стало прошлым. Если говорить о российской иммиграции в ЮАР последних 10–15 лет, этот предмет целесообразнее было бы изучать с помощью методов социологии или социальной психологии. Но пока такие исследования не проведены, мы опираемся на свидетельства отдельных иммигрантов, по возможности сопоставляя и проверяя полученные данные. Как ни странно, до [...]
-
Корни и дороги советских народов
Упадок эмигрантских общин свидетельствует о том, что у иммигрантов пропадает необходимость в таких объединениях. Иммигрант больше не ищет поддержки и понимания исключительно среди своих земляков, и общинные механизмы оказываются лишними. Теперь он уже может реализовать себя, не ограничивая себя связями со страной исхода. Особенно, если его соотечественники играют важную роль в экономике, культуре, общественной жизни [...]
-
Космополитизм как движущая сила
Послевоенное правительство Объединенной партии Яна Смэтса начало кампанию по привлечению белых иммигрантов в ЮАP. Смэтс намеревался стимулировать, в первую очередь, иммиграцию из Великобритании, но льготами, предоставляемыми по государственной иммиграционной программе, смогли воспользоваться и жители других европейских стран. Правительство упростило рассмотрение заявлений потенциальных иммигрантов, учредило отборочные комитеты в Лондоне, Гааге и Риме, а также заключило соглашение [...]
-
Криминал
По сведениям СМИ, российские эмигранты, занимавшиеся нелегальной деятельностью, посещали ЮАР еще в середине 1980-х. Якобы, тогда в эту страну приехал Марат Балагула, который в 1993 г. был осужден в США за уклонение от акцизного налога на сумму более 80 миллионов долларов. Предполагается, что М.Балагула имел деловые интересы в Южной Африке. Тем не менее, российские преступные [...]
-
Ксения Александровна Бельмас
В Дурбане, третьем по величине городе Южной Африки, численность русских эмигрантов была в 50–70-е годы еще меньше, чем в Кейптауне. Богослужения, проводимые о. Симеоном и о. Алексеем в местной греческой церкви св. Троицы, посещали всего 10–12 человек. Во время литургии пела Ксения Александровна Бельмас (1890–1981), бывшая примадонна парижской Гранд–Опера и Берлинской государственной оперы. Мадам Бельмас, [...]
-
Курляндия
Недалеко от дома Ивановых-Дивовых находилась «Курляндия», имение барона Ульриха Александровича Бэра (1895–1975). В 1919–1920 гг. барон Бэр сражался против Красной Армии в рядах немецкой Прибалтийской народной дружины (Baltische Landeswehr). Приехав в Южную Африку, У. А. Бэр в 1936 г. участвовал в открытии немецким геологом Гансом Меренским крупных аллювиальных алмазных месторождений на территории современной Намибии. На [...]
-
Лагерь политических активистов всех толков
Еще в начале XX в, Германн Калленбах, уроженец Литвы, получивший архитектурное образование в Германии, стал другом и последователем Махатмы Ганди. В 1910 г. он даже приобрел ферму для Ганди и участников кампании ненасильственного сопротивления властям. Калленбах назвал ее в честь Льва Толстого, которого Махатма считал своим учителем и с которым вел переписку. Секретарем Ганди в [...]
-
Легенды южноафриканской взаимопомощи
К. А. Бельмас сильно нуждалась, но, несмотря на это, активно участвовала в жизни русской общины Дурбана, став уполномоченной церкви св. Владимира в Натале. В ее доме останавливались русские священники из Йоханнесбурга, посещавшие Наталь. «Будучи очень религиозной, [Ксения Александровна] была искренне рада меня видеть и услышать мои рассказы о нашей церкви, которую она надеялась когда-нибудь посетить», [...]
-
Литературное зеркало
«Никогда не забуду двух русских старичков. Им было лет по восемьдесят, эмигрировали из России в Октябрьскую революцию. И вот, узнав из газет, что в Уолфиш-БеЙ прибыл советский корабль, они примчались сюда из Дурбана, с противоположного берега Африки. Просили у нашего капитана разрешения посидеть у нас на палубе, чтобы послушать русский разговор. «Мы тихонечко, господин капитан, [...]
-
Личная заслуга о.Филарета
О. Филарет объединил и увеличил свою паству, нормализовал отношения с местными православными церквями и, что самое важное, построил первый русский храм и приходской центр на юге Африки. Для такого большого и важного дела потребовались энтузиазм и незаурядные организаторские способности. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин так охарактеризовал о. Филарета: «...Молодой, но [...]
-
Личности Претории
В Претории, столице ЮАР, расположенной недалеко от Йоханнесбурга, в 50–60-е годы проживало не более десяти русских эмигрантов, которые не всегда имели возможность посещать часовню св. Владимира. Поэтому о. Алексей время от времени приезжал в столицу и проводил для них богослужения в местной католической часовне или в пресвитерианской церкви св. Андрея, а иногда принимал участие в [...]
-
Личности южноафриканского еврейства
Одним из лидеров южноафриканского еврейства послевоенных лет был Леон Фельдберг, уроженец Литвы, директор издательского концерна «Кэкстон Лтд», редактор газеты «Саут-Эфрикан Джуиш Тайме» и Южноафриканского еврейского ежегодника. Среди 14 тысяч южноафриканских евреев, эмигрировавших в Израиль из ЮАР в 1948–1985 гг., немало выходцев из России. Один из них – рабби Израиль Абрахаме, уроженец Вильно, главный раввин Калекой [...]
-
Ломка Союза
Либерализация эмиграционного законодательства СССР была завершена 20 мая 1991 года с принятием Закона «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР». Для выезда на постоянное жительство за границу советскому гражданину по-прежнему требовалось разрешение, но список причин, по которым оно могло быть не выдано, существенно сократился. И, [...]
-
Лояльность новых граждан ЮАР
Об отношении русских эмигрантов к деятельности просоветских организаций свидетельствует недовольство настоятеля йоханнесбургского прихода Симеона Старикова, когда в мае 1954 г. в вестибюле Витватерсрандского университета он увидел выставку фотографии СССР, устроенную обществом «Друзья Советского Союза». Отцу Симеону вторил его преемник, о. Алексей Чернай, утверждавший, что в Южной Африке была масса советских агентов, сеявших смуту среди черного [...]
-
Люди, добровольно покинувшие родину
Далеко не всех наших соотечественников, поселившихся в ЮАР в последние пятнадцать лет, можно назвать «эмигрантами» в прежнем значении этого слова. Бунин, один из идеологов русской эмиграции считал» что эмигранты – это «люди, добровольно покинувшие родину». Но, при этом, он считал основной причиной послереволюционной русской эмиграции то, что эмигранты «так или иначе не приняли жизни, воцарившейся [...]
-
М. С. Волошин
Возможно, самым крупным и преуспевающим бизнесменом российского происхождения в ЮАР является Марк Семенович Волошин. В начале 1970-х он эмигрировал из Советского Союза в Германию, окончил Медицинскую школу в Ганновере, работал в немецких зубных клиниках. К началу 1980-х перебрался в Лос-Анджелес, где основал зубоврачебную клинику и стал президентом «Марвол Груп». В 1985 г. Волошин приехал в [...]
-
Медленное угасание
Русские эмигранты селились не только в Дурбане, но и в других частях провинции Наталь. В городке Хауик недалеко от Питермарицбурга проживает Светлана Всеволодовна Шульц, приехавшая в Южную Африку в декабре 1950 г. вместе с мужем-чехом, бывшим представителем «Шкоды» в Афганистане. После войны Шульцы отказались стать гражданами социалистической Чехословакии, поэтому при подаче заявления на южноафриканскую визу [...]
-
Международные ОПГ
Иностранные и местные преступные группировки не только конкурируют, но и сотрудничают друг с другом, уверены оперативники. Примером такого сотрудничества является сбыт наркотиков в Южной Африке, крупнейшем производителе марихуаны в мире. Банды, состоящие из черных и цветных, реализуют нелегальный товар с помощью иностранцев – российских, итальянских, сербских, израильских нелегальных объединений. Русские и сербы также выполняют функцию [...]
-
Межнациональная рознь великих народов
Хотя русская община ЮАР практически не взаимодействовала с местными еврейскими общинами, некоторые российские евреи, эмигрировавшие в Южную Африку еще до Второй мировой войны, жертвовали деньги на «Русский дом», который стал для них связующим звеном с их далеким прошлым. Район Йоувилл, где расположен «Русский дом», был традиционным местом проживания евреев из Восточной Европы. Проводимые там концерты [...]
-
Мидрандский приход – центр иммиграции
Часовня в Мидранде постепенно принимала на себя функции главного русского общинного центра страны. К концу 2001 г. в «Русском доме» осталось всего пятнадцать постоянных членов, большинство – пенсионеры. Они уже не могли или не хотели нести расходы по содержанию помещения. В декабре того же года руководство «Общества русских эмигрантов в Южной Африке» передало здание «Русского [...]
-
Миссионерский бюллетень
Важным новшеством, введенным о. Алексеем с первых месяцев его пребывания в Йоханнесбурге, было издание православного миссионерского бюллетеня. Эти тонкие брошюры, набранные на печатной машинке, а затем размноженные, стали, вероятно, первым периодическим изданием русской диаспоры Южной Африки. По словам о. Алексея, он начал выпускать свой бюллетень еще в Литве в 1925 г. во время своего первого [...]
-
Миссионеры шестидесятых
В конце 1960-х должность казначея русского прихода в Йоханнесбурге заняла пенсионерка Ольга Леонардовна Байкова. Она приехала в Южную Африку из Франции в первые годы после Второй мировой войны вместе с мужем, кавалерийским офицером, лейб-драгуном Георгием Евгеньевичем Байковым (1895–1953). В ЮАР Георгий Евгеньевич работал торговым представителем. Руководителем церковного хора стала Гертруда Тамм, которой удавалось поддерживать исполнительский [...]
-
Мнение властей конца тысячелетия
Вероятно, на решения южноафриканских властей влияет и то, что большинство квалифицированных специалистов – потенциальных иммигрантов в Южную Африку являются белыми. В расчет принимается мнение организаций, представляющих черное большинство. Например, 18 апреля 2002 г. главные объединения южноафриканских профсоюзов, «Косату», «Накту» и «Федуса», сделали совместное заявление относительно обсуждавшегося проекта Закона об иммиграции, принятого несколько месяцев спустя: «Мы [...]
на главную -- рекомендуем посетить:
|
|
|