Социально-экономические противоречия

В большей мере "углубление этапа" диктовалось объективными факторами. К середине 80-х годов небывалую остроту приобрели социально-экономические противоречия. В частности, между ростом трудовых ресурсов и возможностями их рационального использования. Между возрастающими потребностями преодоления отсталости и сужением источников их финансирования (ввиду падения цен на нефть и сокращения нефтяных доходов, ранее обеспечивавших относительное благополучие). Между масштабами этатизации современного сектора экономики и неэффективностью государственных предприятий и т.д. Комплекс этих и других противоречий создавал кризисную обстановку, усугублявшуюся деградацией условий торгово-экономических и технических связей страны с центрами мирового капиталистического хозяйства.

Вот некоторые данные относительно проблемы занятости. В середине 80-х годов национальная статистика относила к разряду занятых, т.е. имеющих оплачиваемую работу, лишь 50,3% трудоспособного населения. Не имеющие такой работы составляли около 45% населения, из них 25% - школьники - старшеклассники и студенты и около 20% - домохозяйки и пр. Фактически эти социальные группы составляли огромную массу скрытой безработицы или неполной занятости, на собственно безработных приходилось 5% трудоспособного населения. Образовался, таким образом, глубокий разрыв между предложением и спросом на труд, покрываемый временными, "нулевыми" с точки зрения экономической отдачи средствами, вынужденной задержкой значительной части молодой рабочей силы на положении учащихся и содержанием безработных и полубезработных их семьями.

Характерно при этом, что система образования еще не была ориентирована на реальную профессионально-квалификационную структуру спроса на труд, поскольку в ней доминировали гуманитарные дисциплины. Более 75% предложения труда, исходившего из системы образования, составляли филологи, юристы и администраторы, пригодные к работе лишь в и без того перенасыщенной кадрами административно-управленческой сфере. Число имеющих университетские дипломы кандидатов на такую работу перевалило в стране за 4 тыс. Годовой выпуск средней и высшей школ значительно перекрывал абсорбционные возможности экономики. Однако наиболее требуемую категорию работников -квалифицированных рабочих и служащих - существующая система образования не готовила.

Такая ситуация требовала не только разработки и проведения конкретных мер по расширению занятости в сфере производства, но и определенной переориентации системы образования в технико-экономическом направлении. (Эти и .другие цели, включая больший упор на развитие "глубинки", оздоровление государственных финансов и всего госсектора экономики, поощрение частного предпринимательства, были зафиксированы в плане развития Конго на 1990-1994 гг.) Потребовалась довольно существенная "переоценка ценностей" в идеологической области и определенная прагматизация всего политического курса. К этому толкали такие факторы, как углубление финансового кризиса, заставившее руководство страны встать на путь сокращения социальных расходов, приватизации или даже закрытия ряда госпредприятий; риск возникновения сильной продовольственной зависимости; серьезный риск усиления социальной напряженности на почве обострения проблем занятости и поддержания уровня жизни.

на главную -- рекомендуем посетить:
краткая
информация
туристу
на заметку
что надо
увидеть
лучшие
экскурсии
отзывы и
впечатления


Copyright © Южная Африка.ru :: Карта Сайта :: Контакты