Различия ориентации развития

Общий смысл концептуальных и политических уточнений, принятых КПТ в рамках "углубления этапа", состоял, таким образом, в рациональной прагматизации курса, проводимого партийно-государственным руководством НРК. Однако было ясно, что проведенная корректировка половинчата, недостаточна для обеспечения дальнейшего общественного прогресса. Экономическая либерализация требовала соответствующего политического "сопровождения", демократизации существующего режима. Крупный шаг в этом направлении был сделан через год после IV съезда КПТ, в июле 1990 г. Состоявшийся тогда пленум ЦК КПТ принял следующие решения: разделить функции партии и государства; преобразовать КПТ в массовую партию, сохраняющую социалистическую цель, но не руководствующуюся более требованиями марксизма-ленинизма; ввести в стране после необходимой подготовки многопартийную систему с изъятием из конституции положения о руководящей роли КПТ; усилить самостоятельность массовых общественных организаций.

В декабре 1990 г. IV внеочередной съезд КПТ расширил и конкретизировал эти решения. Была отмечена необходимость сосуществования государственного, частного, смешанного и кооперативного секторов экономики с допущением участия в ней иностранного капитала. С начала 1991 г. официально введена многопартийная система, деполитизирована армия, объявлено о подготовке к проведению свободных выборов на многопартийной основе в различные органы власти.

Резюмируя сказанное, отметим, что на современном этапе социально-экономическая политика африканских стран, отражая, безусловно, в какой-то степени ту или иную ориентацию общественного развития, исходит вместе с тем из состояния далеко еще не преодоленной отсталости и многогранной зависимости от индустриально развитой части мирового капиталистического хозяйства. С общностью исходной ситуации связана определенная общность социально-экономической политики. Во-первых, по ее целям: и в широком смысле (обеспечение экономического и социального прогресса), и в более конкретном (рост производства, повышение жизненного уровня, развитие социальной инфраструктуры и т.д.) эти цели объективно едины для всех государств. Во-вторых, по характеру препятствий в достижении этих целей: большинство африканских стран, при всех политических различиях, испытывают в общем однопорядковые трудности при реализации программ развития. Это прежде всего явная недостаточность собственной ресурсной базы, что привело к образованию огромной внешней задолженности, ставшей мощным "самостоятельным" тормозом социально-экономического прогресса африканских стран, и весьма острый дефицит (главным образом в субсахарских странах) квалифицированных кадров технико-экономического профиля.

Все это неизбежно приглушало различия ориентации развития. Кризисное состояние экономики африканских стран в 80-е годы расширило "надальтернативную" общность методов хозяйствования и социального строительства, причем в основном за счет необходимой прагматизапии социалистически ориентированного курса. В сфере экономики общим направлением такой праг-матизации, как отмечалось выше, стало ослабление или отказ от жесткого административного регулирования экономических процессов, повышение эффективности госсектора экономики и его частичная приватизация, внедрение новых форм экономического управления, основанных на широком использовании стоимостных рычагов., стимулирование рыночных сил, частного мелкого ж среднего предпринимательства, привлечение иностранного капитала.

на главную -- рекомендуем посетить:
краткая
информация
туристу
на заметку
что надо
увидеть
лучшие
экскурсии
отзывы и
впечатления


Copyright © Южная Африка.ru :: Карта Сайта :: Контакты