Уджамаа

В ряде стран трансформируемая традиционная община становится базовой ячейкой низового звена административной системы, самоуправления и производственной деятельности. Таковы, например, фукунулуна на Мадагаскаре, образцовые деревни, созданные в соответствии с концепцией "уджамаа" в Танзании. Революционно-демократическая власть стремится использовать такие черты общинной жизни, как коллективизм, взаимопомощь и др. Вместе с тем опыт ряда стран, в частности Танзании, где процесс использования элементов традиционализма отличается наибольшим радикализмом и сравнительно продолжителен по времени, выявил и серьезные противоречия между теорией и практикой реализации намеченного курса.

Деревни - "уджамаа", обладая значительным потенциалом решения социальных проблем, как правило, не справляются с решением производственных задач, оказываются в большинстве случаев убыточными хозяйствами. Причин тому немало. Так, например, на каком-то этапе принцип добровольности в создании деревень-"уджамаа" был нарушен и власти при переселении крестьян прибегали к силе. Но, пожалуй, одна из главных причин состоит в том, что традиционная община, выступая как производственный коллектив, и именно в силу своей традиционности, оказывается неподготовленной и неспособной к товарному производству. На протяжении веков земля в общине постоянно перераспределялась. Здесь не существовало индивидуального права собственности на землю. Поэтому само функционирование общины настолько тесно было связано с натуральным хозяйством, что разрыв между ним и переход к товарному производству, изменение психологии и методов труда общинника были невозможны без разрушения общины.

И она стала разрушаться. Плантации технических и некоторых продовольственных культур стали исключаться из общинного землепользования и продаваться. Это привело к сокращению площадей, занятых зерновыми культурами, и к конфликтам на этой основе между соседними общинами и племенами. Не учитывать этого было нельзя раньше, и тем более в современных условиях.

Потребности социального развития в интересах трудовых масс, а в определенной мере и интересы политического порядка диктуют необходимость крайне осторожного и даже бережного отношения к общине, ее постепенной трансформации, а не сиюминутной ломки. В то же время экономический подъем и форсированное увеличение выхода сельскохозяйственной продукции, составляющие жизненно важную общественную потребность, невозможны без развертывания товарного производства. Столкновение этих посылок - одно из серьезных противоречий развития любого африканского общества.

В целом можно считать, что в большинстве африканских стран классы, слеи и социальные группы "современного" общества находятся в более привилегированном положении по сравнению с теми, кто остался в рамках общества "традиционного", не сумел или не смог, объективно или субъективно, включиться в набирающие силу капиталистические производственные отношения и оказался в рядах пауперизованных маргиналов,

на главную -- рекомендуем посетить:
краткая
информация
туристу
на заметку
что надо
увидеть
лучшие
экскурсии
отзывы и
впечатления


Copyright © Южная Африка.ru :: Карта Сайта :: Контакты